Говорить о профилактике можно долго, но суть разговора сводится к двум догмам:

1. Надо чистить зубы.
2. Необходимо регулярно посещать стоматолога.

Так почему, чем и когда чистить зубы?

Для чистки зубов человечество издревле применяло самые разнообразные приспособления: от буквально "подручных" (собственного пальца, до специально расплющенной палочки и золотых зубочисток . Но наше время внесло много новшеств в вопросы поддержания гигиены полости рта.

Итак... ПОЧЕМУ?

В процессе приема пищи в полости рта накапливается масса остатков еды, которые под действием бактериальной флоры и слюны приводят к образованию зубной бляшки. Все бы ничего, и даже можно было бы не смущаться запахом гниющих остатков пищи, но отсутствие гигиены приводит к кариесу, парадонтиту и заболеваниям слизистой оболочки полости рта. Можно резонно возразить, что животные зубы не чистят и зубы у них не болят... Этот парадокс объясняется довольно просто - неправильным характером питания человека, отсутствием должного количества растительной пищи и нарушенной экологией. Итак, помимо чисто "эстетических" показаний для соблюдения гигиены (отсутствие запаха и наличие чистых зубов), существует еще и материальная заинтересованность (при больных зубах и деснах Вы вынуждены посещать стоматолога и платить ему деньги за работу, я уж не говорю о "радостях" беcсонной ночи при пульпите).

ЧЕМ?

Начнем со щеток

Очень важно подобрать правильную щетку по размеру. Головка щетки должна перекрывать не больше 3-х зубов. Большинство моих пациентов используют щетку средней жесткости (medium). Очень удобно наличие на щетинках индикатора - это окрашенные в голубой цвет часть щетинок: как только краситель уходит из половины щетинок (по высоте), ее нужно заменить. Щетинки у кончика щётки должны быть более длинными – чтобы вычищать самые дальние зубы. Кроме обычных щеток, существуют специальные ершики для очистки межзубных промежутков, но их, в основном, применяют при парадонтите. При наличии заболевания дёсен необходимо пользоваться зубной щёткой мягкой.

Межзубные нити

Имеются в великом множестве в наших аптеках. Очень полезное дополнение к щетке. Нити бывают с различными пропитками и различной формы: гладкие, крученые, с утолщением в центральной части. Они позволяют прекрасно очищать межзубные промежутки.

Гидромассажный прибор

Устроен предельно просто: небольшой резервуар (куда Вы наливаете жидкость), к которому подключен насос и наконечник, из него под регулируемым давлением вылетает пульсирующая струя воды. Эта струя действительно промывает межзубные промежутки и массирует десну, не нанося повреждений. Использовать его стоит после чистки зубов щёткой.

Зубные пасты

Наш "регулируемый" рынок завален по уши продукцией различных фирм, наперебой предлагающих пасты в различных упаковках и с разнообразными присадками, которые даже укрепляют яйца. Хочу предостеречь от увлечения «отбеливающими» пастами. Они содержат грубый абразив и могут привести к истиранию эмали. Поэтому нельзя пользоваться ими постоянно, а лишь от случая к случаю. То же самое касается и паст для профилактики и лечения заболеваний дёсен. Если в пасте содержется триклозан, хлоргексидин – то более 2-3 неделю подряд использовать её нельзя. Т.к. антимикробные вещества могут уничтожить нормальную флору, которая должна присутствовать в полости рта, и её место займут патогенные бактерии, которые и вызывают болезни дёсен, и от этих агрессоров будет избавиться довольно непросто. Лучшим вариантом применения зубных паст является их чередование. 2-3 недели паста для профилактики кариеса, затем - профилактика заболеваний дёсен.

Жевательная резинка

Вещь не плохая .Она массирует десны и умеренно нагружает пародонт, улучшая кровообращение, также увеличивает скорость слюноотделения, улучшая самоочищаемость полости рта. Но заменить чистку зубов щёткой с пастой не в состоянии. Жевательную резинку стоит применять после еды в течении минут пяти.

Так КОГДА же надо чистить зубы?

Чистить зубы следует в течение 3-5 минут 2 раза в день: утром, после завтрака и особенно тщательно вечером, перед сном, для того, чтобы полностью удалить остатки пищи. двух раз в день достаточно, такая периодичность основана на 12часовом цикле образования зубной бляшки - т.е. пропитывания зубного налёта бактериями.

Важно: зубы чистят только в одном направлении - от края десны к краю зуба. Т.е. - верхние зубы сверху-вниз, нижние снизу-вверх. никаких горизонтальных движения слева-направо или наоборот быть не должно. иначе вся грязь с зубов загоняется в межзубные промежутки и под десну.

Как правильно пользоваться зубными нитями (флоссами)

Флоссами следует пользоваться как минимум 1 раз в день перед чисткой зубов с помощью зубной щётки. Нить длиной 35-40 см обматывают вокруг средних пальцев обеих рук таким образом, чтобы между пальцами остался свободный участок длиной 2-3 см. Нить осторожно вводится в межзубный промежуток. Производится несколько очищающих движений в направлении от десны к режущему краю. Всегда вычищайте зубной нитью задние поверхности последних зубов. Разматывайте нить по мере ее использования.

Профессиональная гигиена

Следует помнить, что самостоятельной чистки оказывается недостаточно для полного удаления налета, особенно из труднодоступных зон (межзубных промежутков, придесневой области и др.). Кроме того, плотный окрашенный зубной налет и зубные камни не могут быть полностью удалены с зубов при самостоятельной повседневной чистке зубов. Именно поэтому необходима профессиональная гигиена полости рта - регулярное проведение гигиенических процедур в условиях стоматологического кабинета.

Профессиональная гигиена полости проводится как детям, так и взрослым и состоит из осмотра, удаления зубных отложений, полировки поверхности зубов, обучения навыкам гигиены и подбора средств домашней гигиены полости рта.
Частота проведения процедуры профессиональной гигиены полости рта определяется стоматологом.

Посещение врача

Врача нужно посещать минимум 1 раз в полгода. Поверьте, что это выгоднее и безболезнее, чем заниматься проблемой "оптом". Доктор должен внимательно осмотреть зубы и полость рта. Снять зубные отложения и налет. Дать рекомендации по подбору щетки и зубной пасты. При необходимости залечить мелкие кариозные поражения, не дожидаясь осложнений.